Особенности подготовки файлов для широкоформатной печати

В чем разница между файлами, подготовленными для широкоформатной печати, и, например, для печати полиграфической или интерьерной? Определенно, она есть, ведь получившееся в результате изображение служит для разных целей и используется в разных условиях, а о различии в размерах вообще говорить излишне. Учитывая специфику уличного размещения, подбираются и красители, и оборудование, и материалы, что тоже накладывает определенные требования на файл.

Забегая назад

По большому счету, печатнику любой отрасли так же все равно, что он печатает, как и печатной машине. Качество, сроки и стоимость — вот и вся пирамида производственных ценностей. Исключение составляют разве что работы, достойные порт-фолио. Поэтому если макет создается с нуля и есть возможность корректировать изображение, имеет смысл вооружиться основными принципами и самому контролировать процесс с самого начала.

Создавая дизайн плаката для размещения на уличном щите, необходимо выделять крупный план. Можно очень долго рассказывать о том, какая реклама будет эффективной и почему. Но, говоря коротко, у потенциальной аудитории не будет времени на разглядывание изображения, тем более его мелких деталей. В среднем у пешехода есть около пяти секунд, чтобы ознакомиться с содержанием щита, а у водителя и того меньше. Поэтому сюжет должен быть простым и передаваться при помощи крупного элемента — будь то рекламируемый предмет, лицо человека, логотип или просто текст. Нужно, чтобы взгляд «цеплялся» благодаря эффекту, который в POS-материалах оказывает eye-stopper.

Повышенного внимания требуют шрифты. Понятно, что мелкие надписи не читаемы, а на слишком большой массив текста никто не обратит внимания. Гарнитуры с засечками или полужирные написания лучше оставить для полиграфии, так же, как и проработанные планы, художественные эффекты, пастельные тона и мелкие детали.

Не менее важно удачно подобрать цвета, а точнее, их сочетания. Помимо общих понятий о гармонии есть проверенные, известные каждому дизайнеру комбинации. Например, красный плюс белый, оранжевый плюс синий. Некоторые цвета могут зрительно уменьшать или увеличивать объект. А самая контрастная пара — это черный и желтый, что во всей красе демонстрирует новый фирменный стиль компании «Билайн».

Никто не любит CorelDraw...

...Кроме тех, кто в нем работает. А ведь существует не так уж и много действительно «народных» программ. Точнее, их всего две — растровая Adobe Photoshop и векторная CorelDraw. С Photoshop все понятно — это продукт абсолютно безупречный и универсальный, а вот с CorelDraw все сложнее. Относительная простота освоения и возможность за короткие сроки почувствовать себя демиургом имеют и оборотную сторону. Все попытки профессионального применения файлов с расширением cdr не то чтобы обречены на неудачу, но вполне могут ее спровоцировать. Дело в том, что большинство прекрасных эффектов CorelDraw, воспроизводимых на бытовом струйном принтере, при профессиональной препресс-обработке может просто исчезнуть. В некоторых случаях часть информации искажается.

Идеальной программой для подготовки векторных файлов считается Adobe Illustrator, кроме того, этот продукт лучше интегрируется с родственным ему Adobe Photoshop. Учитывая, что почти любой макет подразумевает наличие как фотографической растровой информации, так и векторной, подготовить файл только в одной программе иногда просто невозможно.

Один из обязательных этапов при подготовке изображений для широкоформатной печати — масштабирование исходного файла под нужные размеры. В любом случае нет необходимости готовить файл в натуральную величину: его масштаб и разрешение вам подскажут в производственной компании. Эти параметры будут зависеть от конечного размера, разрешения на выводе и типа печатного оборудования. Отметим, что соответствие необходимым параметрам крайне желательно для растровых изображений. Стоит помнить, что принудительное увеличение разрешения растрового файла может привести к ухудшению качества конечного изображения, поэтому нужно использовать исходные файлы максимально возможного размера. Векторные же элементы могут масштабироваться под любые размеры без потери качества, вот почему отдельные графические элементы и тексты желательно готовить в Adobe Illustrator.

Однозначно нежелательны все виды компрессии файлов. Самым распространенным форматом файлов, позволяющим сжимать растровые изображения, является jpeg. Уменьшение «веса» файла - очень удобная вещь для пересылки макета по e-mail, для утверждения или предварительного просмотра файлов в большом архиве, но при выводе на печать такие «облегченные» файлы могут неприятно поразить целым букетом погрешностей. При этом, на экране компьютера все смотрится более чем достойно, потому что здесь используется не только другая цветовая система, но совершенно иной принцип считывания изображения нашим зрением.

Точно так же не стоит полагаться на распечатку со струйного или лазерного принтера. Она не может быть даже близко идентичной тому, что получится на широкоформатном плоттере. Нет ничего общего ни в химическом составе красок, ни в методе нанесения, ни в применяемых материалах.

Тем не менее, приложенная распечатка - вещь совершенно необходимая. Это и своеобразное алиби для печатника, и показатель дисциплинированности заказчика. Лучше рассматривать ее как эскиз, облегчающий прохождение заказа и взаимопонимание сторон. Если же позволяет время, стоит вывести цветопробу на том оборудовании, на котором планируется печать всего тиража. Услуга эта недорогая, а иногда предоставляется и бесплатно.

Следующая задача - донести правильно подготовленный файл до производства. И тут на помощь приходят все электронные новинки, от разнообразных flash-карт памяти до переносных жестких дисков. Самый удобный на данный момент формат - DVD. Чтобы в последний момент не оказалось, что болванка почему-то не читается, следует заранее проверять ее на читаемость как минимум на двух компьютерах, избегать дописанных сессий, перезаписываемых дисков и редко используемых форматов записи вроде UDF.

Избежать всей этой суеты можно, выбрав самый прогрессивный, но и самый дорогой способ обмена данными — через FTP-сервер. Особенно удобна передача файлов по сети в случае, если заказчик дистанционно удален от производства или работа относится к разряду оперативных или аварийных.

Точка. Точка, запятая

Разрешение печати (dpi — dots per inch, т.е. точки на дюйм) — не самая важная составляющая для наружки, зато самая спорная. Диспуты о том, нужно ли высокое разрешение печати для плакатов, которые никто не видит ближе, чем с десятка метров, не утихают до сих пор. В результате этот вопрос признали делом вкуса и некоторых общепринятых тенденций.

Исходя из последних, следует, что для брандмауэров, щитов 6x3, перетяжек и других больших форматов вполне хватает разрешения 150-300 dpi. Раз визуально нет никакой разницы, зачем тратить лишние деньги на более качественную пропечатку? Для тротуарных конструкций, например, сити-форматов, желательно, чтобы разрешение печати было больше, но и тут пределом считается 600-800 dpi.

Существует реальное, физическое разрешение печати, которое зависит от характеристик печатных головок, и адресуемое, или желаемое. Это в каком-то смысле отражает известную двойственность материального и духовного. Иногда производители печати декларируют адресуемое разрешение, достигая его повторными проходами, что делает изображение более насыщенным и качественным на вид. Похожих результатов можно добиться, печатая в разных скоростных режимах. Конечно, по сути это всего лишь повышение плотности точек, своеобразный оптический эффект, обман зрения. Тем не менее, главная цель достигнута — картинка смотрится лучше, что дает повод для дополнительных строчек в прайс-листах.

При выполнении некоторых задач совершенно не имеют значения полошение и плохая передача полутонов, некачественные заливки и другие погрешности, появляющиеся при большой скорости печати. Главное, что изображение будет напечатано быстро и за небольшие деньги. В интерьерной печати подобная экономия всегда смотрится очень некрасиво, а в наружной рекламе многое зависит от того, с какого расстояния и при каких условиях воспринимается изображение.

Итак, получается, что с одного и того же файла и на одной и той же печатной машине можно напечатать абсолютно по-разному. Помочь заказчику сделать правильный выбор в этом призван квалифицированный менеджер, а ему, в свою очередь, препресс-дизайнер и, конечно, печатник.

Цветовой этикет

Подавляющее большинство современных широкоформатных машин печатают в цветовом пространстве CMYK (C-CYAN-голубой, M-Magenta-пурпурный, Y-yellow-желтый, К-Black-черный). Для заказчика это означает, что попасть в любимый корпоративный цвет может быть очень нелегко. Есть несколько решений, позволяющих справиться с этой проблемой. Прежде всего, желательно, чтобы заказчик сам знал цифровую формулу своего пантона по системе CMYK, которая наиболее близка к желаемому результату. Или же нужный цвет можно подобрать с помощью специальных пантонных «вееров». В крайнем случае придется выбирать нужную «экспозицию» из нескольких цветопроб на требуемом материале со смещенными близкими значениями.

Не остаются в стороне и производители оборудования — улучшаются встроенные системы цветокалибровки и растеризации, увеличивается количество печатных головок. Устоялись и закрепились расширенные системы типа CMYK LcLm, т.е. с дополнительными цветами — светло-голубым и светло-пурпурным, увеличивающие цветовой диапазон печатных машин.

Откровением для непосвященного может стать то, что черный — это тоже смесевой, а не чистый цвет, т.е. для того, чтобы получить темный фон в изображении, недостаточно построить его из одного лишь 100%-го черного цвета (К). Необходимо добавить в него, например, 70% голубого (С), 60% пурпурного (М) и 50% желтого (Y). Кроме того, 5% любого цвета в светлых тонах будет смотреться как чистый белый. Впрочем, о большинстве из этих технологических нюансов можно прочитать в высылаемых любым производством требованиях к подаче исходного материала.

Делаем вывод

Итак, нужные форматы исходных файлов и способы цветокоррекции практически идентичны классическим полиграфическим требованиям.

Судьба заказа, как и всегда, зависит от профессионализма менеджера и от разделяющих с ним славу или бесчестие препресс-дизайнера и печатника. В какой-то степени гарантом положительного результата служит и престижность производственной площадки, и уровень оборудования, но не менее важной составляющей успеха является файл, принесенный заказчиком. В процессе его создания стоит учитывать законы уличного жанра и особенности будущего носителя.

А в остальном - следование нехитрым рекомендациям производства, наличие пространственного мышления и немного технической подкованности - вот и все, что нужно для печати красивых изображений в широком формате.

Александр Ле-ван, We R.SIGNS International

Система Orphus